Издательская деятельность

Дорогие друзья! Мы рады представить вам пособие для русских школ "Русская культура, язык и литература в диалоге с А.С. Пушкиным". Данное пособие издано в рамках проекта "Международная коммуникативная платформа популяризации русского языка и литературы "Диалог с Пушкиным", осуществляемого при финансовой поддержке Фонда "Русский мир". Пособие является путеводителем по электронным ресурсам созданной нами платформы. В пособии также прослеживается несколько сюжетных линий, представленных в разделах: "Я словно вернулся домой", "Диалог с Пушкиным" и "Русский язык без границ". В которых рассказывается биография мало известных для России потомков А.С. Пушкина — баронов А.А. и С.А. Гревениц, а также какие диалоги с великим русским поэтом ведутся в стране и мире. Важным разделом для русских школ является "Русский язык без границ", так как в этом разделе представлены многочисленные кейсы мероприятий, мастер-классов, квест-турниров, литературные гостиные и т.д. На единые медийные карты собраны: библиотеки, музеи, учебные заведения имени А.С. Пушкина, а для сетевого взаимодействия с русскими школами представлено 20 сетевых проектных лабораторий.

Почему именно такой формат пособия-пособия развивающего диалога:

  • развивающий диалог — современный метод социальной-ориентированной работы с соотечественниками и их детьми;
  • развивающий диалог — способ формирования команды единомышленников в сфере популяризации русской культуры, языка и литературы на основе произведений А.С. Пушкина;
  • развивающий диалог — инструмент изучения русской культуры, языка и литературы, через виды творческой деятельности детей и взрослых: литературной, художественной, театральной, музыкальной, вокальной, технической, интеллектуальной, экспериментальной;
  • развивающий диалог — результат, полученный на основе коммуникации.

Сократ учил диалогу, вступая в диалог (разговаривая) с другими, например, со своими учениками, тем самым, помогая "рождению мысли". Научиться диалогу можно только друг от друга.

Бывший президент Ирана М. Хатами создал при ООН ассоциацию диалога. Задача этой ассоциации — поиск способов договариваться по самым спорным, сложным вопросам между разными нациями.

Функции развивающего диалога:

  • развивающая;
  • организующая;
  • исследовательская.

Структура развивающего диалога:

  • философская;
  • инструментальная.

На основе выше изложенного, ключевым аспектом проекта, пособия и коммуникативной платформы (неотъемлемой части пособия) является диалог.

Проект реализуется Региональным общественным движением в поддержку одаренных детей и талантливой молодежи "Синергия талантов" на основании утвержденной от 03.11.2015 Президентом Российской Федерации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом.

Из Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом:

"В современных условиях востребованность и распространенность языка за рубежом являются важнейшими показателями авторитета государства и его влияния в мире. В связи с этим русский язык необходимо рассматривать в качестве одного из основных инструментов продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации. Его распространение за рубежом способствует формированию положительного отношения к Российской Федерации в мировом сообществе, укреплению и расширению российского присутствия на международной арене".

На основе вышеизложенного, проект направлен на поддержку и продвижение русского языка за рубежом и предназначен для популяризации русской культуры и литературы в русских школах, центрах, подростковых клубах разных стран мира. Информация собранная в пособии, является  полезным информационно-методическим кейсом для проведения занятий в области литературы и русого языка для педагогов вышеперечисленных организаций.

В книге прослеживается несколько сюжетных линий и разделов:

"Я словно вернулся на Родину"

Раскрывает биографию потомков А.С. Пушкина баронов Александра Александровича и Сержа Александровича Гревениц, а также историю их переезда из Франции в Россию, и почему именно Республика Калмыкия стала их родным домом. В данном разделе включены архивные материалы семьи Гревениц и их активное участие в мероприятиях проекта, а также материал ежемесячных онлайн-встреч с детьми соотечественников из разных стан мира.

"Диалог с Пушкиным"

Раскрывает траектории взаимодействия с творчеством великого русского поэта, как отдельных личностей людей, так и целых организаций, которые в разные периоды жизни в силу сложившихся обстоятельств приходят к диалогу с Пушкиным. В данном разделе представлены интересные Диалоги с Пушкиным участников проекта, а также Гимн проекта, созданный нашими соотечественницами Ольгой Назаренко из Республики Молдова и Анны Витенбек из Израиля. Также в данном разделе российскими соотечественниками представлен опыт популяризации русского языка, культуры и литературы за рубежом, как лучшие практики для тиражирования. В разделе представлены исследования и творческие работы известных ученых, литературоведов, художников, писателей и журналистов.

"Русский язык без границ"

Сюжетная линия раскрывает силу русского языка и безграничные траектории его применения в реализуемых проектах и мероприятиях с российскими соотечественниками, т.к. именно русский язык объединяет соотечественников – представителей разных народов, культур и вероисповеданий, на благо сохранения исторической памяти, формируя огромное цивилизационное пространство Русского мира. Раздел включает в себя практико-ориентированный материал мероприятий (форумы, флэшмобы, акции, круглые столы, мастер-классы, фестивали, конкурсы, викторины, квест-турниры, марафоны), реализованных в рамках проекта для тиражирования в разных странах мира.

Данный раздел наполнен:

  • электронной библиотекой;
  • интерактивными картами "Музеи А.С. Пушкина";
  • "Библиотеки А.С. Пушкина";
  • "Учебные заведения им. А.С. Пушкина".

В рамках этого раздела читатель переходит на международную коммуникативную платформу, которая является информационным источником в сфере популяризации русской культуры языка и литературы, обучающим контентом, площадкой для проведения совместных международных обучающих, коммуникационных и просветительских мероприятий.

В разделе "Русский язык без границ" читатель погружается в международный детско-юношеский центр "Литературное сообщество соотечественников", где для детей соотечественников представлена программа мероприятий на 2022-2023 учебный год:

  • Международный форум #ТраекторияПоэта
  • Международный квест-турнир: #ТамНаНеВедомыхДорожках
  • Международный форум #ЦифровоеПоколениевДиалогесПушкиным
  • Международный конкурс чтецов произведений А.С. Пушкина на разных языках #ПушкинБезГраниц
  • Международный марафон литературного творчества #ПушкинЛит
  • Международный марафон художественного творчества #ПушкинАрт
  • Международный марафон театрального творчества #уЛукоморья
  • Международный марафон технического творчества #ЛегоПушкин, #ЛегоградСказокПушкина
  • Международный марафон интеллектуального творчества #СказочныйЛабиринт
  • Международная семейная акция #ЧитаемПушкинаСемьей
  • Международный флэш-моб #Мир#Добро#Россия#Пушкин
  • Международная ЭКО-акция  #ЦветокПушкину
  • Международный день памяти А.С. Пушкина #ГордисьРоссияТыМируПушкинаДала
  • Международный межэтнический фестиваль #ВеснаНаУлицеПушкинской
  • Международный форум #ПушкинскийВсеобуч
  • Международный молодежный Стартап #КонтентБизнесИдей, #ТворческийМаркетингПушкина
  • Международная медиа-акция #СтрокоюПушкинаВоспеты
  • Международный Пушкинский бал

Подробная информация и Положения о их проведении представлены в медийном календаре мероприятий.

Также в разделе представлен упакованный кейс восьми площадок 8-часового мероприятия "День русского языка" (баннеры, сценарии, программы, афиши):

  1. 20 мастер-классов по сказкам, басням, былинам и рассказам русских классиков по темам:
    • "Гордись, Россия! Ты миру А.С. Пушкина дала"
    • "Земляк наш А.П. Чехов прославил Таганрог"
    • "Наш М.А. Шолохов и "Тихий Дон"
    • "Л.Н. Толстой, для Азбуки России"
    • "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"
    • "Крылатые фразы И.А. Крылова"
    • "Волшебное повествование П.П. Ершова"
    • "А.И. Куприн – все то, что любят дети"
    • "Дружба в произведениях В.Г. Короленко"
    • "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
    • "В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
    • "А. Погорельский "Чернушка одна из лучших 200 лет"
    • "Н.Г. Гарин-Михайловский "Детство Темы"
    • "М.М. Зощенко "Леля и Минька"
    • "С. Черный "Дневник фокса Микки"
    • "Д.В. Григорович "Гуттаперчевый мальчик"
    • "А. Платонов "Волшебное кольцо"
    • "К.Д. Ушинский "Чему учат мои рассказы?"
    • "П.П. Бажов "Уральские сказки"
    • "Мир природы в лирике С. Есенина"
  2. 20 литературных квест-турниров: "Там на неведомых дорожках...", в рамках которых ребята могут продемонстрировать свои знания о произведениях писателей: Пушкина А.С., Чехова А.П., Шолохова М.А., Толстого Л.Н., Мамина-Сибиряка Д.Н., Крылова И.А., Ершова П.П., Куприна А.И., Короленко В.Г., Гаршина В.М., Одоевского В.Ф., Погорельского А., Гарина-Михайловского Н.Г., Зощенко М.М., Черного С., Григорович Д.В., Платонова А., Ушинского К.Д., Бажова П.П., Есенина С.
  3. Кинопоказ фильмов "День русского языка" и "День рождения Пушкина", "Рождественские встречи с потомками А.С. Пушкина".
  4. Арт-выставка на тему "Русская классика, язык и культура".
  5. Театральный фестиваль "День театра по русским народным сказкам".
  6. Круглый стол "Сохранение русского языка, культуры и литературы в эпоху диджитал".
  7. Книжная выставка "Великий, могучий русский язык".
  8. Праздничный концерт "Могучий, певучий русский язык".
"Книга другу-соотечественнику"

Сюжетная линия раскрывает новый подход к рассмотрению роли книги в формировании русской культурной традиции. Книга относится к категории культурных ценностей, не знающих старения. Она отражает время, формирует всестороннее представление об эпохе.

В разделе представлен материал о результатах проведения в 44 библиотеках города Ростова-на-Дону благотворительной акции "Подари книгу другу-соотечественнику "Литературный русский мир", по результатам которой будут созданы в разных странах мира 100 детских библиотек "Дом русской книги".

Также в данном разделе читатели могут пользоваться и "Библиотекой в кармане", созданной МБУК "Ростовская-на-Дону городская централизованная библиотечная система". "Библиотека в кармане" охватывает весь спектр творчества Пушкина. Для удобства поиска произведений они сгруппированы в четыре тематические папки: "Поэмы А.С. Пушкина", "Повести А.С. Пушкина", "Романы А.С. Пушкина", "Сборники стихотворений А.С. Пушкина". Доступ к ним открыт без ограничений с помощью мобильных устройств, считывающих QR-коды. Библиотека содержит произведения и других русских классиков.

Инновационность издания состоит в том, что оно имеет масштабную медийную составляющую, хештеговую и QR-кодовую системы, которые способствуют быстрому и удобному поиску и наполнению контента, задают новые медийные литературные тренды в мире.

Дорогие участники проекта, соорганизаторы мероприятий, авторы и соавторы всех представленных на международной коммуникативной платформе разработок для русских школ за рубежом в сфере изучения и популяризации русской культуры, языка и литературы! В течении года мы с вами пребывали в развивающем, конструктивном и продуктивном диалоге! Благодарю вас за проявленный интерес, время и возможность!

Информационные партнеры